Сагана Маката - памятник истории и архитектуры 1923 года.

В мавзолее Сагана Маката покоятся останки потомков Маката из рода тулеков племени аргынов.

Особенностью Сагана Маката является наличие в нем 2-камерного (мужского и женского) подземного склепа. Такие погребения уходят своими корнями к зороастрийским традициям.


Жазы Жанулы (1790-1840) – би, правнук Карабалуана Алдиярулы. Уроженец Алтынсаринского района. Он был главным соратником полковника Чингиза Уалиханова, отца Шокана. К голосу Жазы би прислушивался сам хан Кенесары Касымов.

По личной просьбе генерала -губернатора Сибири Михаила Сперанского Жазы би провел границу между Оренбуржьем и Сибирью на основе древних приграничных курганов времен Есимхана (1598-1628), сооруженных предками казахов.


Балканулы Шокай (приблизительно 1775-1827) - би трех жузов и известный оратор, советник дворца Жангир хана.

Родился в ауле Карагайлы (ныне аул имени Шокая Алтынсаринского района Костанайской области). Его прадедом был Алдияр батыр, от которого берет свое начальный многочисленный род Таз (Байулы) из Младшего жуза, потомки, которых и поныне живут в Костанайской, Курганской и других областях. В XIX веке Шокай би был известной личностью казахской степи.


Сарыкольский район Костанайской области богат историческими местами. Среди них - урочище Кунтимес. По некоторым данным, именно здесь родился знаменитый ученый, дипломат, общественный деятель, просветитель и путешественник Чокан Валиханов.

Село Кунтимес – ставка отца Чокана Валиханова Чингиса, который состоял на службе у российского царя и был назначен султаном Аманкарагайского округа. Неудивительно, почему он решил остановиться именно здесь. Ведь это поистине степной оазис. Такой, что сюда «солнце не падает», как и переводится с казахского языка Кунтимес.


Ярким памятником культовой архитектуры города Костаная концаXIX века является здание мусульманской мечети, которая была построена в 1893 году за счет пожертвований населения.

Основным жертвователем на новую мечеть стал один из известнейших купцов и благотворителей города Костаная конца XIX-начала XX века представитель Троицкого торгового дома «Братья Яушевы» Абдулвалей Ахмедханович Яушев.


Четыре года в Пресногорьковской было возведено грандиозное для этой местности сооружение. Ее строили местные кадры мастеров. Они привнесли в строительство украинские, среднерусские и северорусские мотивы, которые сложились в новый архитектурный стиль – «Сибирское барокко». Работа по изготовлению кирпича производилась из своего материала своими рабочими. Сами прихожане добровольно участвовали в строительстве. Для жжения извести и обжига кирпича требовалось огромное количество дров, для этого пилили окрестные леса и доставляли дрова в крепость. Бутовый камень под фундамент подвозился за сотни километров. Здание построили на самом высоком и сухом месте крепости. Раствор для строительства использовали особый – говорят, с добавлением яичного белка и алебастра и шкур животных.


Прямой потомок легендарного батыра, кипчака Кобланды, Жабагы батыр жил в ХVІІІ веке, и прославился ратными подвигами. Погиб Жабагы батыр в 1722 году в сражении с калмыками, как достойный сын своего народа. Смертельно раненый Жабагы батыр завещал своим воинам похоронить его на вершине кургана, в основание ямы которого были сброшены тела погибших калмыков. Позже рядом с Жабагы был захоронен его ближайший соратник Жаманка-батыр.


Почти в 100 километрах от Карамендынаходится могила святойКоянак - аулие. Об этом месте народ слагает легенды, а в учебниках по истории найти хоть какую-то информацию практически невозможно.

Могила Коянак–аулиесчитается святым местом, имеющим целебную силу, и с ним связаны многочисленные истории исцеления больных людей.

Коянак-аулиепроисходила от рода Уак, от корней Курай, родом из Узункольского района.Отец Жолшара и дед Тастемир в свое время были святыми людьми и предсказывали судьбоносные события. И этот дар передался от отца Коянак- аулие.Коянак – аулиевышла замуж за уроженца Наурзумского района.


В Наурзумском районе находится могила святого Тюркебай-ата.

Могилу святого Тюркебайатаспециалисты датируют XIX веком, находится она в Наурзумском районе на трассе недалеко от районного центра Караменды по дороге к селу Уленды.

Тюркебайата прославился как целитель. Умирая, он сказал, что его сила сохранится еще 200 лет и каждый пришедший к могиле, независимо от вероисповедания, может положить камень к знаку у дороги или к могиле святого, попросив его о помощи.


Памятник архитектуры начала XX века – пятикупольная церковь Косьмы и Дамианы. Церковь построена в 1907-1911г.г. Лес для строительства возили на телегах из Аманкарагая, а вот кирпич был местный. Его изготавливали и обжигали в напольной печи рядом с интернатом. Строительство шло на добровольные пожертвования местных жителей.

Церковь − интересный образец культовой постройки, с богатой декоративной обработкой фасадов, с использованием архитектурных элементов, характерных для русского зодчества. Такой церкви нет не только в области, но и в Казахстане. Одна конвекционная система отопления чего стоит. В подвале церкви было помещение, в которое закладывали много дров, поджигали, а после чего закрывали комнату кирпичной кладкой. Замуровывали огонь, и дерево не горело, а медленно тлело. В подвальных стенах церкви имеются отверстия – это трехканальная системы воздуховода, который регулировался задвижками. Воздух с улицы смешивался с горячим воздухом комнаты-печи и по каналам внутри стен циркулировал по всему зданию.